Бухгалтерские услуги поставщикам маркетплейсов
Бухгалтерские услуги поставщикам маркетплейсов
Виды моделей коммерческих площадок
Маркетплейс – это интересная модель продажи товара без владения [U1] им. Собственник электронной площадки по факту предлагает место на своем ресурсе для размещения объявлений, которые по своей сути являются рекламными. Чтобы привлечь внимание к сервису, он запускает мощные рекламные кампании. За такие услуги взимается комиссия по мере продажи товара или сразу же на этапе публикации информации от партнера. Увеличить интерес к своему ресурсу можно за счет расширения сервиса: включения в него комплектации, упаковки, хранения, доставки и всех видов логистических услуг.
Различают несколько моделей электронных площадок, отличающихся финансовым подходом, от которого зависит прибыль собственника ресурса и затраты его участников. Есть площадки, информация на которых размещается бесплатно, однако при продажах с них снимается определенный процент.
Деньги могут быть удержаны за размещение коммерческого предложения. При этом собственник сервиса гарантирует охват целевой аудиторией. Комиссия может взиматься за оказание премиум-услуг, за переходы по объявлениям и за подписку. Чаще всего маркетплейсы организованы по нескольким бизнес-моделям, что может осложнить бухгалтерский учет всех процессов.
Как собственнику маркетплейса упростить управленческий учет
Чтобы не разбираться в сложных алгоритмах бухгалтерского учета, его можно доверить специализированной компании, которая окажет услуги по договору. На их стоимость окажет влияние:
- вид бизнес-модели электронной площадки;
- состояние первичных документов;
- необходимость ведения складского учета.
Особенности бухучета для маркетплейсов
Чтобы самостоятельно вести бухгалтерский учет, потребуются такие документы, как отчеты комиссионеров и акты о расхождениях. Если это все есть, то работа будет проведена по алгоритму:
- анализ полученных от комиссионера документов с целью определения цифровых значений суммы продаж, размера вознаграждения, затрат на хранение и доставку, процент возврата и утилизации по причине истечения срока годности;
- составление учетной базы – внесение номенклатурных позиций;
- оформление отчета о продажах и сопоставление данных с информацией из учетной базы;
- формирование счетов-фактур на продажу клиентам и на получение вознаграждения;
- учет возвращенной и утилизированной продукции;
- составление актов взаиморасчетов.
Какие могут быть проблемы в работе с маркетплейсами
При помощи электронных площадок можно в кратчайшие сроки масштабировать любой бизнес. Покупатели целенаправленно посещают такие сервисы в поисках конкретного товара и услуги, а поскольку на маркетплейсах обычно продается продукция разного вида, то аудитория посетителей внушительная. Этому способствует продвижение ресурса с задействованием разных рекламных схем, реализованных по инициативе его собственника.
Партнеры пользуются площадкой и платят за это деньги, а организатору предстоит решать сложные управленческие задачи, которые нужно еще выявить и распределить, с чем возможны проблемы. Ему нужно определить модель работы, от которой зависит схема продажи продукции. Товар может быть реализован со склада продавца или из логистического центра собственника ресурса.
В любом случае процессом продаж будет заведовать непосредственно продавец. Он самостоятельно формирует контент для размещения на площадке, устанавливает цены и определяет методы продвижения своего предложения.
Величина комиссионного вознаграждения определяется размерами площадки и степенью ее раскрученности. Этот показатель оценивается численностью посетителей сайта. Исходя из этих критериев, комиссия составляет 10-70 % от суммы сделки. Определяясь с этим значением, собственнику ресурса нужно объективно оценивать рентабельность своей площадки и возможности, которые он может предоставить продавцам.
Собственникам маркетплейса нужно ответственно подойти к вопросу организации своего бизнеса. При этом важно уделить внимание таким сферам, как:
- финансовые взаиморасчеты – обычно проводятся на следующий день после продажи;
- организация доставки – у некоторых собственников маркетплейсов есть своя сеть складов и логистические центры;
- онлайн-касса, позволяющая делать оплату товара сразу же с маркетплейса, что увеличивает его доходность, поскольку клиент не переходит на официальный сайт продавца и не теряет связь с сервисом;
- грамотная организация службы поддержки, представители которой смогут в кратчайшие сроки откликнуться на запрос потенциального покупателя;
- предоставление гарантий возврата товара, его обслуживания и ремонта;
- бухгалтерский и складской учет, подразумевающие необходимость пользования справочниками и различными номенклатурами, формирования отчетности, накладных, актов и различных видов платежных документов.
Чтобы выполнять все эти задачи, нужен штат сотрудников. В него следует включить специалиста по продажам, логистов и бухгалтеров. Также понадобится менеджер, отвечающий на звонки клиентов. При таком подходе можно обеспечить рентабельность маркетплейса, что гарантированно вызовет к нему интерес у партнеров.