Восстановление бухгалтерского и налогового учета
ТЕЛЕФОН
+7 8332 411 001
РЕЖИМ РАБОТЫ
Пн-пт: 08.00 -17.00

Восстановление бухгалтерского и налогового учета

Восстановление бухгалтерского и налогового учета

Восстановление бухгалтерского и налогового учета

03.01.2023

Когда необходимо восстанавливать учет?

Вот несколько примеров:
  1. Предыдущий бухгалтер компании уволился с работы, а следующий главбух сообщил, что бухучет практически не велся, отчетность составляли наспех, и если с проверкой нагрянут сотрудники ФНС, то руководителей ожидают крупные штрафы;
  2. Компания пользовалась услугами бухгалтера-фрилансера, а потом бухгалтер отказалась от дальнейшего сотрудничества.
    Документацию и информационную базу бухгалтер никому не передала, а бумаги остались в полном беспорядке. Отчетность и декларации по НДС отсутствуют. Непонятно, можно ли как-то восстановить отчетность и налоговый учет;
  3. Компания ожидает с проверкой сотрудников ФНС. Однако некоторые документы утеряны, а некоторые по различным причинам отсутствуют в программе. Восстановление бухучета требуется в срочном порядке.

В этом случае необходимо провести экспресс-аудит, чтобы найти проблемы и восстановить учёт. 

Основания для восстановления учёта

  • файлы бухгалтерской базы повреждены или ее полностью нет, например, ее вели с ошибками, ее забрал бухгалтер или она украдена;
  • первичная документация полностью или частично отсутствует;
  • бухгалтер уволился с работы, связаться с ним невозможно.

В этих случаях необходимо восстановить бухучет.
Если сотрудники налоговых органов выявят ошибки и некорректные данные, то они будут вправе:

  • признать, что указанные в налоговых декларациях расходы неправомерны
  • доначислить налоги
  • оштрафовать компанию и применить по отношению к ней дополнительные санкции

Критерии, по которым необходимо выбрать исполнителя 

Для восстановления бухучета необходимо выбрать опытного, квалифицированного и надежного исполнителя, который соответствует таким критериям:

  • стремление правильно определить проблему и сделать выбор оптимального решения. Необходимо отличать важное от второстепенного, грамотно расставлять приоритеты и понимать, что рискованно, а что нет.
    При постановке задач для восстановления налогового или бухучета необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию со всех сторон. Например, для возмещения НДС необходимо проверить самые актуальные для налоговых органов документы, а также исправить определенные разделы в учете;
  • предоставление практических рекомендаций для снижения налоговых рисков. Исполнитель должен сократить финансовый ущерб, который вероятен после проведения налоговой проверки.
    Компания должна получить рекомендации, как не допустить налоговых проверок и вести деятельность без привлечения внимания сотрудников налоговых органов.

Желательно, чтобы исполнитель сопровождал компанию при проверках ФНС. При налоговых доначислениях он должен уметь защищать интересы клиента как до суда, так и в ходе судебного разбирательства. 

Варианты восстановления учета

Есть два варианта восстановления учета:

  • полное – весь объем работы со дня появления компании на рынке
  • частичное – на определенное время или конкретные участки учета

Как проводятся работы по восстановлению учета

Восстановление учета и отчетности проводится в таком порядке:

  1. Анализ сложившейся ситуации, постановка проблемы и целей.
  2. Организация внеплановой инвентаризации ТМЦ и ОС, расчеты с клиентами и поставщиками, ревизия учетной политики.
  3. Обработка и сортировка первичной документации, поиск отсутствующих документов и их восстановление. 
  4. Формирование новой отчетности.

В восстановлении учета участвуют аудиторы, программисты и сами бухгалтеры, которые подготавливают первичную документацию. Аудиторы ставят задачу, анализируют способы уменьшения налоговой нагрузки и принимают результат. Программисты вносят правки в БД или переносят их.

Компания после восстановления бухучета может предоставить корректную отчетность, чтобы получить возможность участия в тендерах и рейтингах. Также руководители смогут объективно осознавать налоговые риски.

Сроки и цены

Сроки и цены оказания работ по восстановлению бухучета зависят от многих факторов – например, время, за которое необходимо восстановить учет, то, в каком состоянии находится учет на данный момент. Приблизительная стоимость одного восстановленного месяца – от 10 тыс. руб.

Примеры восстановления учета

Вот лишь несколько примеров восстановления учета:

  1. Приблизительная стоимость услуг – 70 тыс. руб. Заказчик – ООО, ведет производственную деятельность. Необходимо проверить налоговую и бухгалтерскую отчетность, проанализировать бухучет. Задачи: работа с отчетностью за 5 лет, выборочное проведение анализа первичной документации. Срок работ – 2 месяца. Что в итоге: отчет по основным налогам за 5 лет с профессиональными рекомендациями, выявление существенного занижения налогов, что оказалось для компании досадной неожиданностью.
  2. Приблизительная стоимость услуг – 150 тыс. руб. Заказчик – ООО, ведет внешнеэкономическую деятельность в сфере оптовой торговли. Руководство столкнулось с конфликтной ситуацией: главбух уволилась и забрала с собой документы, базу. Смогли восстановить базу из архива, однако она была уже неактуальной. Заказчику необходимо восстановить налоговый и бухучет. Задачи: учет за год, выборочный анализ первичной документации. Срок работ – 1 месяц. Что в итоге: база полностью восстановлена, расчеты с бюджетом сверены, отчетность уточнена, проведена инвентаризация. 

Таким образом, восстановление учета – это сложный комплекс мер, который необходим, если ведение бухучета в компании отсутствует или велось/ведется с серьезными ошибками. Восстановление учета может быть полным или частичным. При отсутствии учета и наличии серьезных нарушений компания может столкнуться с неприятными последствиями: возникнут проблемы с госорганами (в первую очередь с налоговыми), есть риск административной или уголовной ответственности.


Возврат к списку