Восстановление бухгалтерского и налогового учета
Восстановление бухгалтерского и налогового учета
Когда необходимо восстанавливать учет?
Вот несколько примеров:- Предыдущий бухгалтер компании уволился с работы, а следующий главбух сообщил, что бухучет практически не велся, отчетность составляли наспех, и если с проверкой нагрянут сотрудники ФНС, то руководителей ожидают крупные штрафы;
-
Компания пользовалась услугами бухгалтера-фрилансера, а потом бухгалтер отказалась от дальнейшего сотрудничества.
Документацию и информационную базу бухгалтер никому не передала, а бумаги остались в полном беспорядке. Отчетность и декларации по НДС отсутствуют. Непонятно, можно ли как-то восстановить отчетность и налоговый учет; - Компания ожидает с проверкой сотрудников ФНС. Однако некоторые документы утеряны, а некоторые по различным причинам отсутствуют в программе. Восстановление бухучета требуется в срочном порядке.
В этом случае необходимо провести экспресс-аудит, чтобы найти проблемы и восстановить учёт.
Основания для восстановления учёта
- файлы бухгалтерской базы повреждены или ее полностью нет, например, ее вели с ошибками, ее забрал бухгалтер или она украдена;
- первичная документация полностью или частично отсутствует;
- бухгалтер уволился с работы, связаться с ним невозможно.
В этих случаях необходимо восстановить бухучет.
Если сотрудники налоговых органов выявят ошибки и некорректные данные, то они будут вправе:
- признать, что указанные в налоговых декларациях расходы неправомерны
- доначислить налоги
- оштрафовать компанию и применить по отношению к ней дополнительные санкции
Критерии, по которым необходимо выбрать исполнителя
Для восстановления бухучета необходимо выбрать опытного, квалифицированного и надежного исполнителя, который соответствует таким критериям:
-
стремление правильно определить проблему и сделать выбор оптимального решения. Необходимо отличать важное от второстепенного, грамотно расставлять приоритеты и понимать, что рискованно, а что нет.
При постановке задач для восстановления налогового или бухучета необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию со всех сторон. Например, для возмещения НДС необходимо проверить самые актуальные для налоговых органов документы, а также исправить определенные разделы в учете; -
предоставление практических рекомендаций для снижения налоговых рисков. Исполнитель должен сократить финансовый ущерб, который вероятен после проведения налоговой проверки.
Компания должна получить рекомендации, как не допустить налоговых проверок и вести деятельность без привлечения внимания сотрудников налоговых органов.
Желательно, чтобы исполнитель сопровождал компанию при проверках ФНС. При налоговых доначислениях он должен уметь защищать интересы клиента как до суда, так и в ходе судебного разбирательства.
Варианты восстановления учета
Есть два варианта восстановления учета:
- полное – весь объем работы со дня появления компании на рынке
- частичное – на определенное время или конкретные участки учета
Как проводятся работы по восстановлению учета
Восстановление учета и отчетности проводится в таком порядке:
- Анализ сложившейся ситуации, постановка проблемы и целей.
- Организация внеплановой инвентаризации ТМЦ и ОС, расчеты с клиентами и поставщиками, ревизия учетной политики.
- Обработка и сортировка первичной документации, поиск отсутствующих документов и их восстановление.
- Формирование новой отчетности.
В восстановлении учета участвуют аудиторы, программисты и сами бухгалтеры, которые подготавливают первичную документацию. Аудиторы ставят задачу, анализируют способы уменьшения налоговой нагрузки и принимают результат. Программисты вносят правки в БД или переносят их.
Компания после восстановления бухучета может предоставить корректную отчетность, чтобы получить возможность участия в тендерах и рейтингах. Также руководители смогут объективно осознавать налоговые риски.
Сроки и цены
Сроки и цены оказания работ по восстановлению бухучета зависят от многих факторов – например, время, за которое необходимо восстановить учет, то, в каком состоянии находится учет на данный момент. Приблизительная стоимость одного восстановленного месяца – от 10 тыс. руб.
Примеры восстановления учета
Вот лишь несколько примеров восстановления учета:
- Приблизительная стоимость услуг – 70 тыс. руб. Заказчик – ООО, ведет производственную деятельность. Необходимо проверить налоговую и бухгалтерскую отчетность, проанализировать бухучет. Задачи: работа с отчетностью за 5 лет, выборочное проведение анализа первичной документации. Срок работ – 2 месяца. Что в итоге: отчет по основным налогам за 5 лет с профессиональными рекомендациями, выявление существенного занижения налогов, что оказалось для компании досадной неожиданностью.
- Приблизительная стоимость услуг – 150 тыс. руб. Заказчик – ООО, ведет внешнеэкономическую деятельность в сфере оптовой торговли. Руководство столкнулось с конфликтной ситуацией: главбух уволилась и забрала с собой документы, базу. Смогли восстановить базу из архива, однако она была уже неактуальной. Заказчику необходимо восстановить налоговый и бухучет. Задачи: учет за год, выборочный анализ первичной документации. Срок работ – 1 месяц. Что в итоге: база полностью восстановлена, расчеты с бюджетом сверены, отчетность уточнена, проведена инвентаризация.
Таким образом, восстановление учета – это сложный комплекс мер, который необходим, если ведение бухучета в компании отсутствует или велось/ведется с серьезными ошибками. Восстановление учета может быть полным или частичным. При отсутствии учета и наличии серьезных нарушений компания может столкнуться с неприятными последствиями: возникнут проблемы с госорганами (в первую очередь с налоговыми), есть риск административной или уголовной ответственности.